Споры вокруг е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО, или е-ОСАГО, вызывает до сих пор много разногласий. С одной стороны, отмечается безусловное удобство и ускорение процесса заключения договора для страхователя, возможность оперативной покупки вдали от дома. По итогам 2020 года в России было продано 17,8 млн е- ОСАГО, что составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов ОСАГО.

Электронный полис ОСАГО по условиям и легитимности полностью идентичен бумажному. Разница только в оформлении: электронный документ приходит на почту в виде файла. Распечатывать его не обязательно, а сотрудникам ГИБДД можно предъявить полис в электронном варианте (п. 2.1.1[1]. ПДД РФ) – на смартфоне или планшете. Впрочем, водитель также имеет право распечатать его, если ему так удобнее, и предъявлять на бумажном носителе (чёрно-белый формат вполне подойдёт). Приобрести электронный полис ОСАГО можно не только на официальном сайте страховой компании, но и через маркетплейсы (финансовые платформы[2]), предоставляющие возможность автовладельцу подбирать и покупать ОСАГО на интернет-ресурсах, включенных в реестр Банка России[3]. Стоимость полиса в этом случае аналогична цене на официальном сайте. По состоянию на 2 марта 2021 года в реестр операторов финансовых платформ Банка России включены 3 маркетплейса, из которых один (Платформа Финуслуги, созданная Московской биржей) предлагает уже возможность оформления е-ОСАГО.

С другой стороны, часто не напрасны опасения по поводу мошенничества с е-ОСАГО. Например, в базу Российского союза автостраховщиков можно занести заведомо некорректные данные по автомобилю. Страховая компания не имеет права сразу отказать по этим заявкам. Только после заключения договора компания в ручном режиме выявляет такие случаи и уведомляет страхователя, что полис недействителен. Часто такие полисы заключаются с помощью посредников, которые через свой личный кабинет на сайте страховщика заключают договоры е-ОСАГО на несколько автомобилей своих клиентов, выступая «страхователем». В итоге страховая компания имеет контакты только посредника, а не собственника. И уведомление о недействительности полиса получает именно посредник, который никоим образом не заинтересован проинформировать об этом собственника автомобиля. И собственник транспортного средства ездит с недействительным полисом ОСАГО, об этом даже не догадываясь. Если при покупке е-ОСАГО вам все же пришлось обратиться к посредникам, для проверки его подлинности используйте на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) сервис «Проверить полис ОСАГО» (Читайте подробнее в разделе 10.7.3. Может ли обмануть агент?).


Список источников
  1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)  ↩

  2. Маркетплейс – популярная бизнес-модель в e-commerce, суть которой в том, что розничная онлайн-площадка, не являющаяся собственником товара, предоставляет владельцам товаров и услуг — производителям, дистрибьюторам, продавцам — технологию и инфраструктуру для онлайн-торговли.  ↩

  3. Федеральный закон от 20.07.2020 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы», Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы».  ↩

#юридическое
Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}