10.7.3. Может ли обмануть агент?
Значительная часть страховых премий в России собираются через агентов: некоторые эксперты говорят, что по этому каналу в страховые компании приходит до 80% всех сборов. Страховой агент – фигура неоднозначная. С одной стороны, высококвалифицированный и честный страховой агент может оказать неоценимую помощь в трудных жизненных ситуациях. С другой стороны, «нечистые на руку» или недостаточно профессиональные агенты создают риск как для страховых компаний, так и для страхователей. Кроме того, под видом агента страховой компании может выступать мошенник, пытающийся продать недействительный страховой полис. По некоторым оценкам среди полисов ОСАГО, находящихся на руках у водителей, от 2% до 7% – это фальшивки.
Онлайн-сервисы РСА
Проверить “качество” купленного полиса ОСАГО, то есть, в первую очередь, его подлинность, можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Два онлайн-сервиса позволяют убедиться, что продаваемый вам полис не изготовлен мошенниками. Третий дает возможность проверить, правильно ли учтена в тарифе ваша персональная “страховая история”.
- Проверить подлинность страхового полиса
Покупка недействительного полиса ОСАГО – довольно распространенная ситуация на российском рынке. Официальных данных о жертвах этого вида мошенничества нет, неофициальные оценки говорят о фальшивости от 2 до 7 процентов полисов (то есть речь идет о сотнях тысяч жертв в год). Купив такой полис, потребитель фактически оказывается незастрахованным, и в случае виновности в аварии будет вынужден полностью покрывать ущерб из своего кармана.
Фальшивки бывают двух типов.
Первый – продажа полисов на “настоящих” бланках, то есть выпущенных со всеми установленными процедурами, но объявленных недействительными по тем или иным причинам. Визуально они ничем не отличаются от обычных и определить фальшивку можно, только проверив номер полиса. Для этих целей служит сервис «Сведения для страхователей о статусе бланков полисов ОСАГО и дате заключения договора». Осуществив ввод серии и номера полиса, можно получить информацию о его текущем статусе, а также сведения о транспортном средстве (марку, государственный и идентификационный номер машины), его страхователе и собственнике, количестве допущенных к управлению лиц, а также регионе использования автомобиля и стоимости страхового полиса.
Второй способ мошенничества - продажа полиса с “правильным” номером, но на фальшивом бланке. Как правило, такие бланки по ряду мелких признаков отличимы от настоящих, но простая проверка по номеру ничего не дает. Мошенники продают полис с номером, который реально существует и действует, но для другого страхователя и транспортного средства. Для выявления таких случаев есть сервис «Сведения для потерпевших и других участников ДТП о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица или транспортного средства». Здесь можно проверить информацию о наличии и параметрах полиса для конкретного транспортного средства.
- Проверить корректность расчета коэффициента бонус-малус (КБМ)
Иногда бывает так, что цена приобретаемого полиса оказывается выше ожиданий. Это может быть связано с ошибочным расчетом КБМ. Оценить правильное значение этого коэффициента помогает сервис «Сведения для страхователей, необходимые для определения КБМ». Если потребитель по какой-то причине не согласен с рассчитанным значением КБМ по предлагаемому ему или уже приобретенному им страховому полису, он может направить запрос в РСА, который должен быть рассмотрен в течение не более 20 дней.
Многие страховые компании утверждают, что ведут борьбу с недобросовестными практиками агентов. Однако пока не существует ни публичных «черных списков», ни каких-то других инструментов, которые позволили бы рядовому потребителю быстро отличить добросовестного агента от недобросовестного. Лучший способ – это по-прежнему советы знакомых и доверие к конкретному продавцу. Вообще было бы здорово, если бы у каждого человека был «свой» врач, «свой» юрист и «свой» страховой агент.
Если проверенного агента, как это часто бывает, у вас нет, то для заключения договора страхования придется вспомнить о некоторых мерах предосторожности.
В чьих интересах работает агент?
Страховой агент – лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями за соответствующее агентское вознаграждение. Страховым агентом может быть не только физическое лицо, но и компании разного масштаба и профиля: банки, автодилеры, интернет-агрегаторы1 и другие компании.
Агенты получают комиссионное вознаграждение с каждого заключенного при их содействии страхового договора (с каждого проданного полиса), которое обычно составляет определенный процент от страховой премии. Российское законодательство не запрещает агенту представлять более чем одного страховщика. В других странах такие ограничения существуют: так, в Великобритании агент, занимающийся страхованием жизни и пенсий, может представлять только одного страховщика, а страхующий, например, автомобили, домашнее имущество — не более шести страховых компаний. В России среднестатистический агент работает с 3–4 страховыми компаниями.
Доходы агента зависят как от размера комиссионных, получаемых от страховых компаний, так и от количества клиентов, которые обращаются за страховкой к агенту. При этом желательно, чтобы клиенты были постоянными и обращались за возобновлением страховки регулярно. Такая структура интересов, по идее, должна мотивировать агента искать баланс между интересами страховщиков и страхователей.
Наиболее неприятные для покупателей ситуации возникают, когда комиссионные за продажу страховок очень велики. На рынке встречаются ситуации, когда они могут достигать 90% от уплачиваемой страхователем премии (подробнее смотри параграф «Бывают ли «ненужные» страховки?»). Тут интерес агента неизбежно входит в противоречие с интересами клиента и происходит так называемый «misselling», то есть введение потребителя в заблуждение об истинных характеристиках страховых услуг, их навязывание. (см. параграф «Накопительное страхование жизни и депозиты»). Справедливости ради отметим, что такое обычно случается при продажах некоторых видов страховок через банки или иные юридические лица, а не при оформлении полисов агентами – физическими лицами. Вообще говоря, закон обязывает агентов раскрывать размер комиссионных2, но эта норма в России пока не выполняется. По обязательным видам страхования размер комиссионных не может составлять более 10%3.
С какими рисками сталкивается потребитель?
Основная проблема – риск нарваться на мошенника, то есть человека, который представляется агентом страховщика (или сотрудником компании-агента), но на самом деле таковым не является. Понятно, что и «полис», который он продает, – это не страховой продукт, а просто бумажка, не имеющая никакой ценности. Этот риск возрастает в моменты окончания действующего страхового договора: наверняка многие сталкивались с ситуациями, когда за несколько дней до окончания действия полиса ОСАГО на мобильный телефон начинаются звонки с «выгодными» предложениями.
Агенты действуют, как правило, на основании доверенности от страховщика. Если к вам приехал незнакомый агент, узнайте его фамилию, имя, отчество, попросите предъявить доверенность. Бывают случаи ограничения полномочий агента: например, ему предоставляется право заключать договоры страхования только определенного вида либо со страховой суммой не выше определенного лимита. Если вы в офисе – сделайте с доверенности копию, если такой возможности нет – сфотографируйте ее или просто перепишите паспортные данные агента. Потом эта информация может пригодиться. Если у вас вдруг возникли какие-либо сомнения – звоните в агентскую службу страховой компании и без стеснения задавайте интересующие вопросы. Скорее всего, мошенник в ходе этих процедур изобразит обиду и исчезнет.
К сожалению, нет гарантии, что на сайте страховщика найдется телефон, по которому можно проверить конкретного человека, который продает вам страховой полис. С агентами могут работать разные отделы страховой компании, и собранной в единой службе информации может не оказаться. Кроме того, как уже говорилось, зачастую агент страховщика – это не физическое, а юридическое лицо, у которого в штате состоят сотни сотрудников, самому страховщику неизвестных. Но вот что должно быть на сайте, так это информация об агентском договоре с той организацией, которая выдала доверенность человеку, общающемуся с вами.
Если страховой полис привез курьер, то действуют те же самые правила: прежде чем передать деньги, проверьте его документы, посмотрите на сайте страховщика наличие агентского договора с организацией, которая оформляет страховку. Если такого договора нет, то покупать страховку не надо.
Несколько важных моментов, которые следует иметь в виду, заключая договор через страхового агента:
на стадии заполнения документов страхователь должен сам проверить правильность их заполнения, не стесняться проверять правильность заполнения документов агентом и обязательно задавать все интересующие вопросы. Участие страхового агента в заполнении заявления на заключение договора страхования не освобождает страхователя от обязанности отвечать на заданные вопросы с полной ответственностью, правдиво и полно;
все расчеты страховых сумм и тарифов сегодня проводятся в специализированном программном обеспечении страховщика. В принципе агент, стремясь повысить свою комиссию, при заключении договора может завысить страховую сумму или снизить страховую сумму, но такая «свобода творчества» у добросовестного агента крайне невелика. Если в ходе приобретения полиса вам вдруг предлагают значительные скидки или обещают неправдоподобно большое страховое возмещение, то это должно вызвать подозрения в добросовестности продавца;
в процессе оплаты страховой премии агент должен не только забрать деньги, но и выписать квитанцию на получение страхового взноса. Форма квитанции утверждена Минфином России, на ней должен быть номер, кроме того, указываются полные фамилия, имя и отчество страхового агента, уплаченная сумма прописью и его подпись;
приобретая полис, страхователю надо следить за тем, чтобы это не был полис обанкротившейся страховой компании или компании, у которой отозвана лицензия;
следует различать мошенничество и так называемые технические ошибки. К примеру, агент может ошибиться при написании имени страхователя или даты оформления договора – это не повод подозревать его в злонамеренности. Любопытно, что в дореволюционной России эта проблема также долго не теряла своей актуальности: в 1907 году один из крупнейших исследователей страхования начала XX века профессор В. Р. Идельсон писал: «Неразрешенный вопрос об агентах является жгучим»[1].
«Хороший» страховой агент | «Плохой» страховой агент | |
---|---|---|
Презентабельность, прозрачность | Предоставит клиенту полную информацию о себе (название компании, доверенность, удостоверение, полномочия). Подскажет клиенту, как тот может проверить эти данные (колл–центр, сайт и т.п.). | Не способен документально подтвердить свои полномочия и принадлежность к страховой компании. Негативно относится к вариантам проверки клиентом данных агента. |
Рекомендации, опыт | Имеет рекомендации от других своих клиентов, готов их предоставить клиенту по запросу. Имеет достоверную информацию о реальных случаях выплат своей компании в регионе. | Не способен предоставить примеры заключенных договоров и/или страховых выплат, произведенных страховой компанией. |
При выборе страховой компании руководствуется интересами клиента: качеством урегулирования убытков и сервиса в этой компании. Уважительно относится к своей страховой компании. | Дает советы клиенту, как получить выгоду, не предусмотренную договором страхования. Не отождествляет себя со страховой компанией. | |
Знание продукта | Готов ответить на вопросы клиента о страховом продукте, ориентируется в страховой документации. Способен и желает обосновать уровень страхового тарифа, а также преимущества продукта своей компании в сравнении с конкурентами. | Не способен объяснить практическое назначение страхового продукта, привести житейские примеры страховых случаев. Не способен ответить на вопросы клиента, используя в качестве подтверждения страховую документацию. |
Приоритетность интересов клиента | Разъясняет и помогает выбрать клиенту оптимальное страховое покрытие. Предлагает варианты страховой защиты. В случае сомнений клиента в выборе не торопит клиента с принятием решения о заключении договора, а помогает клиенту дополнительной информацией по его запросу. | Руководствуется исключительно собственными финансовыми интересами от договора, а не объемом страховой защиты, требуемой клиенту. Предлагает одновременно большое количество продуктов. Торопит клиента с принятием решения о заключении договора, предлагает «не читая» подписать сложные финансовые документы. |
Стабильность | Настроен на долгосрочное (многолетнее), открытое и взаимовыгодное сотрудничество с клиентом. Стремится к удовлетворенности клиента договором страхования, возобновляет и постепенно расширяет сотрудничество с клиентом в части страхования его интересов. | Рассматривает контакт с клиентом как сиюминутную возможность для разового собственного заработка. Не задумывается о последующем возобновлении этого договора. |
Сноски
-
Летом 2018 г. были приняты поправки в закон «О защите прав потребителей», в которых термин «агрегатор» относится к программе или к сайту, тогда как хозяин такого сайта (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) называется «владелец агрегатора» ↩
-
пункт 5 статьи 8 Закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» http://ivo.garant.ru/#/document/10100758/paragraph/412550:3 ↩
-
пункт 4 статьи 8 Закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» http://ivo.garant.ru/#/document/10100758/paragraph/412547:2 ↩
Список источников
-
Идельсон В.Р. Страховое право. Издание студенческой кассы взаимопомощи (по изданию 1907 г.) М., 1993 г. ↩
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}