Что такое европротокол

Если до­рож­но-транс­порт­ное проис­ше­ствие (ДТП) бы­ло не­зна­чи­тель­ным, лю­ди в нем не по­стра­да­ли, а вред ав­то­мо­би­лям при­чи­нен не­большой, то мож­но офор­мить до­ку­мен­ты, не вы­зы­вая со­труд­ни­ков по­ли­ции. Бланк из­ве­ще­ния о та­ком ДТП при­ня­то на­зы­вать «евро­про­то­кол» - это про­фес­сио­наль­ный жар­гон рос­сий­ских стра­хов­щи­ков: в за­ко­но­да­тель­стве та­ко­го тер­ми­на нет. По­ря­док дей­ствий при оформ­ле­нии ДТП «евро­про­то­ко­лом» опре­де­лен ста­тьей 11.1 «Оформ­ле­ние до­ку­мен­тов о до­рож­но-транс­порт­ном проис­ше­ствии без уча­стия упол­но­мо­чен­ных на то со­труд­ни­ков по­ли­ции» Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 25 ап­ре­ля 2002 г. №40-ФЗ «Об обя­за­тель­ном стра­хо­ва­нии гра­жданской от­вет­ствен­но­сти вла­дель­цев транс­порт­ных средств».

Оформ­ле­ние «евро­про­то­ко­ла» яв­ляет­ся пра­вом, а не обя­зан­но­стью во­ди­телей. Им мож­но восполь­зо­вать­ся в том слу­чае, если в ДТП по­стра­да­ло не бо­лее двух транс­порт­ных средств, а гра­жданская от­вет­ствен­ность каж­до­го из во­ди­телей бы­ла застра­хо­ва­на по ОСАГО ли­бо у них име­ет­ся «Зе­ле­ная кар­та».

Мак­си­маль­ный раз­мер стра­хо­во­го воз­ме­ще­ния, ко­то­рый мож­но по­лу­чить по «евро­про­то­ко­лу» - 100 тыс. ру­блей. Для Моск­вы, Московской об­ла­сти, Санкт-Пе­тер­бур­га и Ле­нин­град­ской об­ла­сти име­ет­ся ис­клю­че­ние: выпла­ты мо­гут со­ста­вить до 400 тыс. ру­блей, но толь­ко при от­сут­ствии раз­но­гла­сий меж­ду во­ди­те­ля­ми от­но­си­тель­но об­сто­я­тельств ДТП (при выпла­тах до 100 тыс. ру­блей раз­но­гла­сия до­пу­сти­мы).

В рам­ках про­це­ду­ры «евро­про­то­ко­ла» оба во­ди­те­ля долж­ны сов­мест­но за­пол­нить бланк из­ве­ще­ния о ДТП, ко­то­рый мож­но ли­бо по­лу­чить в лю­бой стра­хо­вой компа­нии, за­ни­ма­ю­щей­ся оформ­ле­ни­ем ОСАГО, ли­бо рас­пе­ча­тать само­му, пред­ва­ри­тель­но ска­чав его с сайта Рос­сий­ско­го со­ю­за стра­хов­щи­ков (Бланк из­ве­ще­ния о ДТП). За­пол­нен­ные из­ве­ще­ния участ­ни­ки ава­рии в тече­ние пя­ти дней долж­ны по­дать в свои стра­хо­вые компа­нии, при этом ре­монт ав­то­мо­би­лей сле­ду­ет про­во­дить не ра­нее, чем че­рез 15 дней, что­бы дать воз­мож­ность стра­хов­щи­ку в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти само­сто­я­тель­но оце­нить ущерб.

Соблю­де­ние уста­нов­лен­ных в за­ко­не сро­ков важ­но не толь­ко для по­стра­дав­шей сто­ро­ны, что­бы воз­ме­стить по­несён­ный ущерб, но и для ви­нов­ни­ка ава­рии. Если он за­бу­дет по­дать в свою стра­хо­вую компа­нию из­ве­ще­ние или сде­ла­ет это поз­же уста­нов­лен­но­го сро­ка, ему придёт­ся выпла­чи­вать компен­са­цию само­сто­я­тель­но.

Если об­сто­я­тель­ства ава­рии вы­зы­ва­ют раз­но­гла­сия или если речь идет об ущер­бе от 100 до 400 тыс. ру­блей (для со­от­вет­ству­ю­щих регио­нов), то по­тре­бу­ет­ся соблю­де­ние до­пол­ни­тель­ных усло­вий: ав­то­мо­би­ли долж­ны быть обо­ру­до­ва­ны си­сте­мой ГЛОНАСС ли­бо фото­съем­ка ме­ста ава­рии произ­ве­де­на с по­мо­щью «тех­средств контро­ля, обес­пе­чи­ва­ю­щих не­кор­рек­ти­ру­е­мую реги­стра­цию ин­фор­ма­ции». Речь идет о спе­ци­аль­ных мо­биль­ных при­ло­же­ни­ях для смарт­фо­нов, ак­кре­ди­то­ван­ных в Рос­сий­ском со­ю­зе ав­то­стра­хов­щи­ков. По­ка из­вест­но толь­ко «ДТП. ЕВРОПРОТОКОЛ»

Мобильное приложение РСА
Мо­биль­ное при­ло­же­ние РСА

Мо­биль­ное при­ло­же­ние РСА до­ступ­но для смарт­фо­нов на iOS и Android.

Интерфейс мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол»
Ин­тер­фейс мо­биль­но­го при­ло­же­ния РСА «ДТП. Ев­ро­про­то­кол»

Оно поз­во­ля­ет за­фик­си­ро­вать об­сто­я­тель­ства ДТП с ука­за­ни­ем всех необ­хо­ди­мых коор­ди­нат. Важ­но, од­на­ко, по­мнить, что от­прав­ка дан­ных об ава­рии че­рез при­ло­же­ние не осво­бо­жда­ет от обя­зан­но­сти предо­ста­вить в стра­хо­вую компа­нию бу­маж­ный бланк из­ве­ще­ния в тече­нии 5 дней с мо­мен­та ава­рии.

Кро­ме то­го с по­мо­щью мо­биль­но­го при­ло­же­ния мож­но про­ве­рить дей­стви­тель­ность по­ли­са ОСАГО.

Ос­нов­ная ин­фор­ма­ция о прин­ци­пах при­мене­ния про­це­ду­ры «евро­про­то­ко­ла» со­бра­на в та­бли­це.

Осо­бен­но­сти при­мене­ния «евро­про­то­ко­ла» в Рос­сии с 1 июня 2018 го­да
Нет раз­но­гла­сий об об­сто­я­тель­ствах ДТП Есть раз­но­гла­сия об об­сто­я­тель­ствах ДТП
Ущерб до 100 тыс. руб. Оформ­ле­ние с по­мо­щью за­пол­не­ния бланка ДТП Оформ­ле­ние с по­мо­щью спе­ци­аль­ных тех­ни­че­ских средств
Ущерб от 100 до 400 тыс. руб. На тер­ри­то­рии Моск­вы, Московской об­ла­сти, Санкт–Пе­тер­бур­га и Ле­нин­град­ской об­ла­сти оформ­ле­ние с по­мо­щью спе­ци­аль­ных тех­ни­че­ских средств. В дру­гих регио­нах – толь­ко с вы­зо­вом со­труд­ни­ков ГИБДД Оформ­ле­ние толь­ко с вы­зо­вом со­труд­ни­ков ГИБДД

Хо­тя ис­поль­зо­ва­ние евро­про­то­ко­ла при оформ­ле­нии ава­рии поз­во­ля­ет обо­им ав­товла­дель­цам су­ще­ствен­но сэко­но­мить вре­мя, оно так­же со­зда­ет для них до­пол­ни­тель­ные рис­ки. В частно­сти, толь­ко на ста­дии ре­монта ав­то­мо­би­ля по­стра­дав­шей сто­ро­ны мо­жет вы­яс­нить­ся, что необ­хо­ди­мые за­тра­ты пре­вы­ша­ют мак­си­маль­но воз­мож­ный раз­мер выпла­ты по «евро­про­то­ко­лу». В этом слу­чае ав­товла­де­лец мо­жет по­тре­бо­вать от ви­нов­ни­ка ава­рии до­пла­тить недо­ста­ю­щую сум­му. Рис­ки при этом не­сут обе сто­ро­ны: по­тер­пев­ший рис­ку­ет, что пре­тен­зия не бу­дет удовле­тво­ре­на, а сле­до­ва­тель­но, уве­ли­че­ние сто­и­мо­сти ре­монта ему при­дет­ся по­кры­вать само­сто­я­тель­но, ви­нов­ник же ава­рии рис­ку­ет по­не­сти до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, так как в слу­чае удовле­тво­ре­ния ис­ка выпла­ты бу­дет осу­ще­ствлять уже он сам, а не его стра­хо­вая компа­ния. И по­сколь­ку ре­ше­ние об удовле­тво­ре­нии тре­бо­ва­ний по­стра­дав­ше­го бу­дет при­ни­мать­ся на осно­ва­нии уже опла­чен­ных сче­тов за ре­монт ав­то­мо­би­ля, ви­нов­ник ава­рии не смо­жет оспо­рить вы­бор ав­то­сер­ви­са, на­бор необ­хо­ди­мых ре­монт­ных ра­бот и т.д., а по­то­му бу­дет вы­ну­жден пла­тить больше, чем если бы эти во­про­сы об­су­жда­лись за­ра­нее. Что­бы обез­опа­сить се­бя от не­пред­ви­ден­ных рас­хо­дов, ви­нов­но­му в ДТП ав­товла­дель­цу при за­пол­не­нии бланков из­ве­ще­ний сле­ду­ет по­про­сить у вла­дель­ца по­стра­дав­ше­го в проис­ше­ствии ав­то­мо­би­ля рас­писку об от­сут­ствии фи­нан­со­вых даль­ней­ших пре­тен­зий.

От реги­стра­ции ДТП по про­це­ду­ре «евро­про­то­кол» мож­но отка­зать­ся, если вла­де­лец ав­то­мо­би­ля, ко­то­ро­му был на­не­сен ущерб, счи­та­ет, что пре­дель­ная компен­са­ция не поз­во­лит ему вы­пол­нить необ­хо­ди­мые восста­но­ви­тель­ные ра­бо­ты в пол­ном объеме. В этом слу­чае нуж­но вы­зы­вать со­труд­ни­ков ГИБДД.

По дан­ным Рос­сий­ско­го со­ю­за ав­то­стра­хов­щи­ков, в 2017 го­ду к ис­поль­зо­ва­нию евро­про­то­ко­ла при ДТП при­бег­ли 541 ты­ся­ча ав­товла­дель­цев, то есть при­мер­но 33% всех участ­ни­ков ДТП. Об­щий объем выплат по евро­про­то­ко­лу за 2017 год со­ста­вил 7,68 млрд ру­блей. При этом уста­нов­лен­но­го за­ко­ном ли­ми­та в 50 ты­сяч ру­блей хва­ти­ло для по­кры­тия ущер­ба в 68% слу­ча­ев. Сред­няя выпла­та по евро­про­то­ко­лу со­ста­ви­ла 27,4 ты­сяч ру­блей.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}