Что такое европротокол
Если дорожно-транспортное происшествие (ДТП) было незначительным, люди в нем не пострадали, а вред автомобилям причинен небольшой, то можно оформить документы, не вызывая сотрудников полиции. Бланк извещения о таком ДТП принято называть «европротокол» — это профессиональный жаргон российских страховщиков: в законодательстве такого термина нет. Порядок действий при оформлении ДТП «европротоколом» определен статьей 11.1 «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции» Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Оформление «европротокола» является правом, а не обязанностью водителей. Им можно воспользоваться в том случае, если в ДТП пострадало не более двух транспортных средств, а гражданская ответственность каждого из водителей была застрахована по ОСАГО.
Максимальный размер страхового возмещения, который можно получить по «европротоколу» - 400 тыс. рублей
В рамках процедуры «европротокола» оба водителя должны совместно заполнить бланк извещения о ДТП, который можно либо получить в любой страховой компании, занимающейся оформлением ОСАГО. Заполненные извещения участники аварии в течение пяти дней должны подать в свои страховые компании, при этом ремонт автомобилей следует проводить не ранее, чем через 15 дней, чтобы дать возможность страховщику в случае необходимости самостоятельно оценить ущерб.
Соблюдение установленных в законе сроков важно не только для пострадавшей стороны, чтобы возместить понесённый ущерб, но и для виновника аварии. Если он забудет подать в свою страховую компанию извещение или сделает это позже установленного срока, ему придётся выплачивать компенсацию самостоятельно.
Хотя использование европротокола при оформлении аварии позволяет обоим автовладельцам существенно сэкономить время, оно также создает для них дополнительные риски. В частности, только на стадии ремонта автомобиля пострадавшей стороны может выясниться, что необходимые затраты превышают максимально возможный размер выплаты по «европротоколу».
Как и в случае «классического ОСАГО» пострадавший может потребовать от виновника аварии доплатить недостающую сумму. Риски при этом несут обе стороны: потерпевший рискует, что претензия не будет удовлетворена, а следовательно, увеличение стоимости ремонта ему придется покрывать самостоятельно. Виновник же аварии рискует понести дополнительные расходы, так как в случае удовлетворения иска выплаты будет осуществлять уже он сам, а не его страховая компания. И поскольку решение об удовлетворении требований пострадавшего будет приниматься на основании уже оплаченных счетов за ремонт автомобиля, виновник аварии не сможет оспорить выбор автосервиса, набор необходимых ремонтных работ и т. д., а потому будет вынужден платить больше, чем если бы эти вопросы обсуждались заранее. Чтобы обезопасить себя от непредвиденных расходов, виновному в ДТП автовладельцу при заполнении бланков извещений следует попросить у владельца пострадавшего в происшествии автомобиля расписку об отсутствии финансовых дальнейших претензий.
Если обстоятельства аварии вызывают разногласия или если речь идет об ущербе от 100 до 400 тыс. рублей, то потребуется соблюдение дополнительных условий: автомобили должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС либо фотосъемка места аварии произведена с помощью «техсредств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации».
Речь идет о специальном мобильном приложении «Помощник ОСАГО» Российского союза автостраховщиков, мобильном приложении «Госуслуги. Авто» от Минцифры России, а также мобильных приложениях страховых компаний, в которых могут быть реализованы как возможность фотофиксации обстоятельств ДТП, так и его оформления посредством электронного документооборота.
Если мобильное приложение не предусматривает функции электронного документооборота (таковым является, например, один из первых продуктов в этой сфере «ДТП.Европротокол» от РСА), то у участников ДТП остается обязанность предоставить в страховую компанию бумажный бланк извещения в течение 5 дней с момента аварии.
Основная информация о принципах применения процедуры «европротокола» собрана в таблице.
Нет разногласий об обстоятельствах ДТП | Есть разногласия об обстоятельствах ДТП | |
---|---|---|
Ущерб до 100 тыс. руб. | Оформление с помощью заполнения бланка ДТП | Оформление с помощью специальных технических средств (через мобильное приложение) |
Ущерб от 100 до 400 тыс. руб. | Оформление с помощью специальных технических средств (через мобильное приложение) | Оформление только с вызовом сотрудников ГИБДД |
Подробную, полезную и постоянно актуализируемую информацию можно найти в специальном разделе сайте РСА.
От регистрации ДТП по процедуре «европротокол» можно отказаться, если владелец автомобиля, которому был нанесен ущерб, считает, что предельная компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме. В этом случае нужно вызывать сотрудников ГИБДД.
Согласно статистике Банка России [1] с помощью «европротокола» в год оформляется от 700 до 800 тысяч случаев ДТП, а выплаты по ним составляют от 30 до 40 млрд рублей. Это примерно 40% всех страховых урегулированных по ОСАГО случаев, связанных с причинением вреда имуществу и, соответственно, около 25% выплат по такого рода ситуациям. Интересно, что средняя выплата составляет около 50 тысяч рублей, что очень далеко от лимитов системы. «Согласно опубликованному Научным центром безопасности дорожного движения МВД … обзору правоприменительной деятельности, в 2023 году продолжился тренд по снижению доли оформляемых без вызова ГИБДД мелких аварий без пострадавших»[2]. Это свидетельствует о том, что водители все больше и больше предпочитают компенсировать убытки по ДТП, не полагаясь только на систему ОСАГО.
2021 | 2022 | 2023 | |
---|---|---|---|
Количество урегулированных страховых случаев: осуществлены окончательные страховые выплаты, тыс. ед. | 711 | 789 | 777 |
Сумма страховых выплат, млрд руб. | 28 | 34 | 39 |
Средняя выплата по европротоколу, тыс. руб. | 40 | 43 | 50 |
Источник: Банк России. Расчеты авторов.
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}