Что такое европротокол

Если дорожно-транспортное происшествие (ДТП) было незначительным, люди в нем не пострадали, а вред автомобилям причинен небольшой, то можно оформить документы, не вызывая сотрудников полиции. Бланк извещения о таком ДТП принято называть «европротокол» - это профессиональный жаргон российских страховщиков: в законодательстве такого термина нет. Порядок действий при оформлении ДТП «европротоколом» определен статьей 11.1 «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции» Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Оформление «европротокола» является правом, а не обязанностью водителей. Им можно воспользоваться в том случае, если в ДТП пострадало не более двух транспортных средств, а гражданская ответственность каждого из водителей была застрахована по ОСАГО либо у них имеется «Зеленая карта».

Максимальный размер страхового возмещения, который можно получить по «европротоколу» - 400 тыс. рублей

В рамках процедуры «европротокола» оба водителя должны совместно заполнить бланк извещения о ДТП, который можно либо получить в любой страховой компании, занимающейся оформлением ОСАГО. Заполненные извещения участники аварии в течение пяти дней должны подать в свои страховые компании, при этом ремонт автомобилей следует проводить не ранее, чем через 15 дней, чтобы дать возможность страховщику в случае необходимости самостоятельно оценить ущерб.

Соблюдение установленных в законе сроков важно не только для пострадавшей стороны, чтобы возместить понесённый ущерб, но и для виновника аварии. Если он забудет подать в свою страховую компанию извещение или сделает это позже установленного срока, ему придётся выплачивать компенсацию самостоятельно.

Хотя использование «европротокола» часто экономит время и силы участникам аварии, иногда, соглашаясь на него, виновник ДТП рискует навлечь на себя лишние расходы. Если ремонт автомобиля после ДТП превышает максимальную сумму компенсации по европротоколу, потерпевший имеет право потребовать разницу с виновника аварии. При этом, даже если у последнего есть страховой полис, эту компенсацию он уже не может требовать со страховой, а будет вынужден выплачивать из своего кармана.

Если обстоятельства аварии вызывают разногласия или если речь идет об ущербе от 100 до 400 тыс. рублей, то потребуется соблюдение дополнительных условий: автомобили должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС либо фотосъемка места аварии произведена с помощью «техсредств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации».

Речь идет о специальном мобильном приложении «Помощник ОСАГО» Российского союза автостраховщиков, мобильном приложении «Госуслуги. Авто» от Минцифры России, а также мобильных приложениях страховых компаний, в которых могут быть реализованы как возможность фотофиксации обстоятельств ДТП, так и его оформления посредством электронного документооборота.

Если мобильное приложение не предусматривает функции электронного документооборота (таковым является, например, один из первых продуктов в этой сфере «ДТП.Европротокол» от РСА), то у участников ДТП остается обязанность предоставить в страховую компанию бумажный бланк извещения в течении 5 дней с момента аварии.

Основная информация о принципах применения процедуры «европротокола» собрана в таблице.

Особенности применения «европротокола» в России с 1 октября 2019 года
Нет разногласий об обстоятельствах ДТП Есть разногласия об обстоятельствах ДТП
Ущерб до 100 тыс. руб. Оформление с помощью заполнения бланка ДТП Оформление с помощью специальных технических средств (через мобильное приложение)
Ущерб от 100 до 400 тыс. руб. Оформление с помощью специальных технических средств (через мобильное приложение) Оформление только с вызовом сотрудников ГИБДД

Подробную, полезную и постоянно актуализируемую информацию можно найти в специальном разделе сайте РСА.

Хотя использование европротокола при оформлении аварии позволяет обоим автовладельцам существенно сэкономить время, оно также создает для них дополнительные риски. В частности, только на стадии ремонта автомобиля пострадавшей стороны может выясниться, что необходимые затраты превышают максимально возможный размер выплаты по «европротоколу». В этом случае автовладелец может потребовать от виновника аварии доплатить недостающую сумму. Риски при этом несут обе стороны: потерпевший рискует, что претензия не будет удовлетворена, а следовательно, увеличение стоимости ремонта ему придется покрывать самостоятельно, виновник же аварии рискует понести дополнительные расходы, так как в случае удовлетворения иска выплаты будет осуществлять уже он сам, а не его страховая компания. И поскольку решение об удовлетворении требований пострадавшего будет приниматься на основании уже оплаченных счетов за ремонт автомобиля, виновник аварии не сможет оспорить выбор автосервиса, набор необходимых ремонтных работ и т.д., а потому будет вынужден платить больше, чем если бы эти вопросы обсуждались заранее. Чтобы обезопасить себя от непредвиденных расходов, виновному в ДТП автовладельцу при заполнении бланков извещений следует попросить у владельца пострадавшего в происшествии автомобиля расписку об отсутствии финансовых дальнейших претензий.

От регистрации ДТП по процедуре «европротокол» можно отказаться, если владелец автомобиля, которому был нанесен ущерб, считает, что предельная компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме. В этом случае нужно вызывать сотрудников ГИБДД.

Согласно статистике Банка России[1] с помощью «европротокола» было оформлено чуть больше 700 тыс страховых случаев, а выплаты по ним составили более 28 млрд рублей. Это примерно 40% всех страховых урегулированных по ОСАГО случаев, связанных с причинением вреда имуществу и, соответственно, около 25% выплат по такого рода ситуациям.


Список источников
  1. «дорожно-транспортное происшествие оформленно без участия уполномоченных на то сотрудников полиции»  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}