12.2.4. Право быть услышанным

Вокруг этого права часто возникает много споров и неясностей. Если поискать в интернете, то попадется примерно следующая формулировка, расшифровывающая это право: «Право быть услышанным означает гарантию каждого потребителя на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами». Но как эти принципы могут быть реализованы на практике, что они означают с точки зрения конкретных правовых норм или обычаев делового оборота?

Если обратиться к Закону о ЗПП, то в нем можно обнаружить, например, статью 45, где говорится: «Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы)…», которым предоставляются определенные полномочия по представительству прав и интересов потребителей, в том числе не являющихся членами этих объединений.

Однако, возможно, ключевой нормой российского Закона о ЗПП, которая предоставляет российским потребителям право действительно быть услышанными, является их право на выбор суда, то есть права судиться по месту своего проживания, а не только по месту регистрации продавца товара или производителя услуги. Значение этого права трудно переоценить: неслучайно в период массовых споров российских потребителей с коммерческими банками в 1998 году основным мотивом последних не признавать своих клиентов потребителями было желание судиться только в одном конкретном суде по месту нахождения банка, а не во всех городах страны, где принимались вклады.

Таким образом, в соответствии с 17-й статьей Закона о ЗПП у российского потребителя есть право быть услышанным в том суде, который ему удобен. Встречающиеся иногда в договорах пункты о необходимости судиться только по месту регистрации юридического лица и, например, по швейцарскому праву за пределами России противоречат законодательству и недействительны.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}