12.4.4. Когда закон не защищает?Полезные советы 



Резюме

У по­тре­би­те­ля - в том чис­ле фи­нан­со­вых услуг - есть пра­ва, за­креп­лен­ные за­ко­но­да­тель­но. За­кон, опре­де­ля­ю­щий пра­ва по­тре­би­те­ля в ши­ро­ком смыс­ле, - это За­кон о за­щи­те прав по­тре­би­телей (За­кон о ЗПП); он при­ме­ня­ет­ся в том чис­ле к пра­во­от­но­ше­ни­ям «про­да­вец - по­тре­би­тель фи­нан­со­вых услуг», од­на­ко если отдель­но­му ви­ду фи­нан­со­вых услуг (напри­мер, по­тре­би­тель­ско­му кре­ди­ту, стра­хо­вым услу­гам и так да­лее) по­свя­щен спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный, или про­филь­ный, за­кон, то его нор­мы пер­вич­ны по от­но­ше­нию к За­ко­ну «О за­щи­те прав по­тре­би­те­ля».

По­тре­би­тель яв­ляет­ся сла­бой сто­ро­ной в сдел­ках по­куп­ки-про­да­жи в си­лу от­сут­ствия у не­го спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных зна­ний и на­вы­ков, а так­же ин­фор­ма­ции, ко­то­рые есть у про­дав­ца, из че­го и ис­хо­дит за­ко­но­да­тель­ство.

Рос­сий­ский За­кон о ЗПП за­щи­ща­ет в том чис­ле пра­ва по­тре­би­те­ля на ин­фор­ма­цию, на отказ от услу­ги, на услу­гу над­ле­жа­ще­го ка­че­ства и в срок, на воз­ме­ще­ние ущер­ба, на вы­бор су­да.

Если ва­ши пра­ва как по­тре­би­те­ля фи­нан­со­вой услу­ги на­ру­ше­ны - есть воз­мож­ность вне­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­та и су­деб­но­го.

  • В пер­вом слу­чае вы са­ми пы­та­е­тесь до­го­во­рить­ся с компа­ни­ей-по­став­щи­ком фи­нан­со­вой услу­ги, ука­зы­вая на не­за­кон­ные дей­ствие или усло­вия до­го­во­ра и тре­буя устра­нить на­ру­ше­ния ва­ших прав с необ­хо­ди­мой компен­са­ци­ей. При этом вы мо­же­те обра­тить­ся за консульта­ци­он­ной по­мо­щью к спе­ци­а­ли­стам Роспо­треб­над­зо­ра, го­су­дар­ствен­ных юри­ди­че­ских бю­ро, об­ще­ствен­ных по­тре­би­тель­ских ор­га­ни­за­ций, фи­нан­со­во­го ом­буд­сме­на и дру­гих упол­но­мо­чен­ных ор­га­ни­за­ций. Так­же мож­но напра­вить жа­ло­бу на по­став­щи­ка фи­нан­со­вой услу­ги, на­ру­ша­ю­ще­го по­тре­би­тель­ские пра­ва (ва­ши или неопре­де­лен­но­го кру­га по­тре­би­телей), в со­от­вет­ству­ю­щую ор­га­ни­за­цию, от­ве­ча­ю­щую за над­зор и контроль за ис­пол­не­ни­ем за­ко­но­да­тель­ства имен­но этим ти­пом по­став­щи­ка услуг или имен­но в этой сфе­ре (напри­мер, ФАС, ФНС, Банк Рос­сии, Роспо­треб­над­зор и дру­гие).

  • Во вто­ром слу­чае (если ва­ши пре­тен­зии к по­став­щи­ку фи­нан­со­вой услу­ги не бы­ли удовле­тво­ре­ны над­ле­жа­щим об­разом) вы об­раща­е­тесь в суд с ис­ком в от­но­ше­нии по­став­щи­ка. В по­да­че заяв­ле­ния в суд, а так­же в пред­став­ле­нии и за­щи­те ва­ших прав в су­де вам так­же мо­гут по­мочь спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ор­га­ни­за­ции - Роспо­треб­над­зор, об­ще­ствен­ные по­тре­би­тель­ские ор­га­ни­за­ции и так да­лее.

Суще­ству­ют се­рые зо­ны фи­нан­со­во­го рын­ка, где ва­ши пра­ва не за­щи­ще­ны или за­щи­ще­ны недо­ста­точ­но на­деж­но: мо­шен­ни­че­ские ор­га­ни­за­ции, недо­бро­со­вест­но или не­ле­галь­но дей­ству­ю­щие ли­ца - се­рые и чер­ные бро­ке­ры, псев­до­форек­сы, фи­нан­со­вые пи­ра­ми­ды, «раздолж­ни­те­ли». Луч­шая за­щи­та - это не поль­зо­вать­ся их услу­га­ми.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 12.4.4. Когда закон не защищает?Полезные советы