1.3.2. Смещение к настоящему

Вы помните, что так в поведенческой экономике называют предпочтения «сегодняшних» денег? Кстати, ученые выяснили, что, вероятно, одна из причин этого в том, что как биологический вид мы стадное существо. Мы ведем себя так, потому что все, что кто-то из нас решил сберечь на будущее, может быть захвачено и съедено ловким сородичем.

Как же ученые выясняют, насколько мы предпочитаем сегодняшние деньги завтрашним? Они проводят эксперименты, и мы сейчас последуем их примеру.

Пожалуйста, в каждом из вариантов выберете тот исход, который представляется вам более ценным:

Вариант А

(1) Получить 5000 рублей сейчас.

(2) Получить 10 000 рублей через 2 года.

Вариант Б

(1) Получить 5000 рублей через 6 лет.

(2) Получить 10 000 рублей через 8 лет.

Если вы похожи на большинство людей, то вы предпочтете получение меньшего выигрыша, но немедленно (исход 1 в варианте А) и согласитесь на дополнительную отсрочку для получения большего выигрыша (исход 2 в варианте Б). Говоря научным языком, смещение к настоящему означает, что мы дисконтируем (то есть недооцениваем, от слова «дисконт» - «скидка») ближайшее будущее по сравнению с настоящим гораздо сильнее, чем очень далекое будущее по сравнению с просто далеким.

Еще одним примером смещения к настоящему стали результаты исследования, в котором изучалось поведение студентов бизнес-школы Чикагского университета[1]. За участие в каком-то опросе студентам обещали заплатить определенную сумму денег. При этом каждый студент мог выбрать, получить ли обещанную сумму сразу же после опроса или гораздо большую сумму через 2 недели. Большинство студентов выбрали немедленное получение меньшей суммы. Однако, получив от организаторов чеки1, студенты не спешили их обналичить. Многие обналичили чеки только через 4 недели после опроса, а кто-то только через 30 недель.

Наше свойство «хотеть пусть небольшое вознаграждение, но прямо сейчас» отлично знакомо продавцам различных товаров и услуг и вовсю ими эксплуатируется. На нем основаны не только кредиты и рассрочки (получаем вещь уже сейчас, а платим больше потом), но и программы лояльности для клиентов (получи прямо сейчас баллы на свой виртуальный счет, скидку на следующую покупку или зонтик, а потом уже осознай, что эта покупка по такой цене была тебе не очень-то и нужна).


Сноски
  1. Банковские чеки это форма безналичных платежей, особенно популярная до повсеместного распространения банковских карт. В России чеки почти не использовались.  ↩


Список источников
  1. Reuben, Ernesto, Sapienza Paola, Zingales Luigi. Procrastination and Impatience. Working Paper 13713, National Bureau of Economic Research. Cambridge, MA, 2007.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}