Про стимулы

На те­му со­зда­ния сти­му­лов в ор­га­ни­за­ци­ях на­пи­са­ны ты­ся­чи ста­тей и книг. В 2015 го­ду за ис­сле­до­ва­ния в этой об­ла­сти пре­мию име­ни Но­бе­ля по­лу­чи­ли Оли­вер Харт и Бенгт Хол­м­стрём. Ло­гич­но пред­по­ло­жить, что че­ло­век бу­дет при­ла­гать больше уси­лий, если его за­ра­бот­ная пла­та бу­дет за­ви­сеть не от вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го на ра­бо­чем ме­сте, а от до­стиг­ну­тых ре­зульта­тов (сде­лан­ных де­та­лей, за­клю­чен­ных контрак­тов, про­дан­ных то­ва­ров).

Од­на­ко если бы все бы­ло так про­сто, то эф­фек­тив­ные си­сте­мы сти­му­лов бы­ли бы вне­дре­ны уже по­все­мест­но, а уче­ные не ис­сле­до­ва­ли бы пробле­му столь­ко лет. Мож­но вы­де­лить несколь­ко проблем в со­зда­нии сти­му­ли­ру­ю­щих контрак­тов для ра­бот­ни­ков.

  1. Не все­гда мож­но оце­нить ко­ли­че­ство и ка­че­ство про­де­лан­ной ра­бо­ты. Срав­ни­тель­но про­сто запла­тить ра­бо­че­му за 100 де­та­лей, сре­ди ко­то­рых нет ни од­ной бра­ко­ван­ной. Го­раз­до слож­нее опре­де­лить сум­му воз­на­гра­жде­ния уче­но­му за про­де­лан­ное ис­сле­до­ва­ние. Ко­ли­че­ство стра­ниц здесь яв­но бу­дет пло­хим по­ка­за­телем, ко­ли­че­ство ча­сов, про­ве­ден­ных в ла­бо­ра­то­рии или за компью­те­ром - то­же. Нас же ин­тере­сует преж­де всего не про­цесс, а ре­зультат. А важ­ность науч­но­го ис­сле­до­ва­ния мо­жет быть как недо­оце­не­на, так и переоце­не­на. Это озна­ча­ет, что уче­ный не по­лу­чит аде­кват­но­го воз­на­гра­жде­ния. В це­лом не­воз­мож­ность опи­сать в контрак­те как ко­ли­че­ствен­ные, так и ка­че­ствен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки ра­бо­ты, со­зда­ет большие по­ме­хи при со­зда­нии сти­му­лов.

  2. Ча­сто сти­му­лы дей­ству­ют в разных направ­ле­ни­ях, и со­труд­ник вы­пол­ня­ет толь­ко часть важ­ной для ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты. На­при­мер, ча­сто пре­по­да­ва­те­ли по­лу­ча­ют до­пла­ты за до­пол­ни­тель­ные ауди­тор­ные ча­сы. До­воль­но лег­ко про­ве­рить, на­хо­дил­ся ли лек­тор в ауди­то­рии. Од­на­ко в ра­бо­те пре­по­да­ва­те­ля важ­но не толь­ко ко­ли­че­ство ча­сов, но и ка­че­ство за­ня­тий. Но ка­че­ство оце­нить го­раз­до слож­нее, поэто­му ру­ко­водство ву­за мо­жет не вклю­чать в си­сте­му сти­му­лов ка­че­ствен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. При этом чем больше ча­сов пре­по­да­ва­тель про­во­дит в ауди­то­рии, тем мень­ше у не­го вре­ме­ни на под­го­тов­ку к за­ня­ти­ям, науч­ную ра­бо­ту. Со­от­вет­ствен­но, при та­кой си­сте­ме сти­му­ли­ро­ва­ния есть риск по­лу­чить лек­то­ра с большой на­груз­кой, не об­новляв­ше­го го­да­ми ма­те­ри­а­лы за­ня­тий. Суще­ству­ет прин­цип рав­но­го воз­на­гра­жде­ния: если не­воз­мож­но со­здать оди­на­ко­во силь­ные сти­му­лы для до­сти­же­ния всех важ­ных ре­зульта­тов, луч­ше не сти­му­ли­ро­вать ра­бот­ни­ка со­всем.

  3. Не все­гда ре­зультат ра­бо­ты за­ви­сит от при­ло­жен­ных уси­лий. Два уче­ных мо­гут тру­дить­ся не­за­ви­си­мо над од­ной пробле­мой, про­во­дя дни и но­чи над про­бир­ка­ми, но в си­лу слу­чай­ных об­сто­я­тельств один сде­ла­ет откры­тие чуть рань­ше. На­до ли опла­чи­вать труд вто­ро­го уче­но­го? Оче­вид­но, да. В про­тив­ном слу­чае он вы­бе­рет ра­бо­ту с мень­шим рис­ком остать­ся без средств к су­ще­ство­ва­нию. Соз­да­ние сти­му­лов все­гда свя­за­но с пере­ло­же­ни­ем рис­ка на ра­бот­ни­ка. Го­тов ли ра­бот­ник не­сти этот риск бес­плат­но? Эко­но­ми­че­ская тео­рия го­во­рит, что нет. Ра­бот­ник мо­жет со­гла­сить­ся по­лу­чать га­ран­ти­ро­ван­но 30 000 ру­блей в ме­сяц, но не по­же­лать ра­бо­тать, если он по­лу­чит ту же сум­му, но с не­ко­то­рой ве­ро­ят­но­стью. Ос­нов­ная пробле­ма со­сто­ит в том, что ра­бо­то­да­тель, как пра­ви­ло, больше скло­нен к рис­ку, чем ра­бот­ник. А зна­чит бо­лее вы­год­но имен­но ему не­сти рис­ки, но то­гда не­воз­мож­но бу­дет со­здать у ра­бот­ни­ка сти­му­лы.

  4. Ино­гда сти­му­ли­ро­ва­ние не­эф­фек­тив­но. На­при­мер, бес­по­лез­но со­зда­вать сти­му­лы к бо­лее бы­строй ра­бо­те у од­но­го из ра­бот­ни­ков на кон­вей­е­ре. Так­же не все­гда вы­год­но сохра­нять сти­му­ли­ру­ю­щую опла­ту тру­да в пе­ри­од кри­зи­сов, когда до­пол­ни­тель­ную про­дук­цию не уда­ет­ся ре­а­ли­зо­вать.

  5. Не во всех про­фес­си­ях дей­ству­ет прин­цип «чем больше, тем луч­ше». На­при­мер, в ра­бо­те пи­ло­та или авиа­дис­пет­че­ра лиш­ние ча­сы, про­ве­ден­ные на ра­бо­те, мо­гут при­ве­сти к ка­та­стро­фе. В этом слу­чае ра­зум­нее уста­но­вить вы­со­кую по­сто­ян­ную за­ра­бот­ную пла­ту, что­бы бы­ла воз­мож­ность вы­би­рать сре­ди кан­ди­да­тов на ра­бо­ту луч­ших, и уси­лить контроль за вы­пол­не­ни­ем за­да­ний.

  6. Если пре­миро­вать толь­ко луч­ше­го ра­бот­ни­ка, то мо­гут воз­об­ла­дать сти­му­лы не тру­дить­ся само­му, а ме­шать ра­бо­тать со­се­ду. Осо­бен­но не­га­тив­но это ска­зы­ва­ет­ся на об­ме­не ин­фор­ма­ци­ей, важ­ном, напри­мер, в науч­ном со­об­ще­стве. Есть ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рые под­твер­жда­ют, что вве­де­ние ма­те­ри­аль­ных сти­му­лов мо­жет во­об­ще при­ве­сти к обрат­но­му эф­фек­ту. В кни­ге Сти­ве­на Ле­вит­та и Сти­ве­на Даб­не­ра «Фри­ко­но­ми­ка»[1] расска­зы­ва­ет­ся о том, как ди­рек­тор дет­ско­го са­да пы­тал­ся бо­роть­ся с опоз­да­ни­я­ми ро­ди­телей. За лиш­ние ми­ну­ты, ко­то­рые ре­бе­нок про­во­дил с вос­пи­та­телем, по­то­му что его не за­бра­ли во­вре­мя до­мой, ро­ди­телей на­ча­ли штра­фо­вать. И за­би­рать де­тей на­ча­ли еще поз­же. По­то­му что если до вве­де­ния штра­фов спе­шить ро­ди­телей за­став­ля­ла со­весть, то те­перь они счи­та­ли, что пла­тят 20 или 30 дол­ла­ров за то, что с их ре­бен­ком си­дят до­пол­ни­тель­ное вре­мя, и со­весть их ста­ла чи­ста.


Спи­сок ис­точ­ни­ков
  1. Ле­витт С., Даб­нер С. Фри­ко­но­ми­ка. Мне­ние эко­но­ми­ста-дис­си­ден­та о неожи­дан­ных свя­зях меж­ду со­бы­ти­я­ми и яв­ле­ни­я­ми. М.: Манн, Ива­нов, Фар­бер. 2011.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}