Обязательное медицинское страхование

В 1883 го­ду канц­лер Гер­ма­нии От­то Бис­марк предло­жил предо­став­лять со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние ра­бо­та­ю­ще­му на­се­ле­нию с це­лью ста­би­ли­зи­ро­вать до­хо­ды в слу­чае бо­лез­ни и опла­чи­вать рас­хо­ды на по­гре­бе­ние в слу­чае смер­ти. Предло­жен­ная Бис­мар­ком схе­ма охва­ты­ва­ла 75 % ра­бо­та­ю­ще­го на­се­ле­ния Гер­ма­нии и бы­ла осно­ва­на на том, что ра­бо­то­да­тель опла­чи­ва­ет 2/3 рас­хо­дов на стра­хо­ва­ние, а ра­бот­ник - 1/3. К на­ча­лу Пер­вой миро­вой вой­ны де­сять стран Ев­ро­пы пере­ня­ли эту мо­дель, ко­то­рую мож­но на­звать пер­вым опы­том обя­за­тель­но­го ме­ди­цинско­го стра­хо­ва­ния.

В СС­СР ме­ди­цинско­го стра­хо­ва­ния не су­ще­ство­ва­ло. При­ня­тая в СС­СР мо­дель фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния Се­маш­ко1 сво­ей це­лью ста­ви­ла обес­пе­че­ние всего на­се­ле­ния про­фи­лак­ти­кой и ме­ди­цинской по­мо­щью, ока­зы­ва­е­мой на ба­зе раз­ветв­лен­ной си­сте­мы рай­он­ных, го­родских и об­ласт­ных ле­чеб­ных учре­жде­ний. Фи­нан­си­ро­ва­ние ме­ди­цинской по­мо­щи осу­ще­ствля­лось пол­но­стью из бюд­жет­ных средств.

Ос­нов­ная на под­хо­дах Се­маш­ко си­сте­ма здра­во­охра­не­ния на­ча­ла ме­нять­ся в 1991 го­ду, когда был при­нят за­кон «О ме­ди­цинском стра­хо­ва­нии гра­ждан РС­ФСР», огра­ни­чив­ший уча­стие го­су­дар­ства в фи­нан­си­ро­ва­нии ме­ди­цинских услуг. В этот за­кон в 1993 го­ду Вер­хов­ный Со­вет РФ внес по­прав­ки, обес­пе­чи­ва­ю­щие со­зда­ние фон­дов обя­за­тель­но­го ме­ди­цинско­го стра­хо­ва­ния (ОМС). С это­го мо­мен­та фи­нан­си­ро­ва­ние си­сте­мы здра­во­охра­не­ние осу­ще­ствля­лось по двум ка­на­лам - из Фон­да обя­за­тель­но­го ме­ди­цинско­го стра­хо­ва­ния (ФОМС) и из го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

Се­год­ня основ­ным до­ку­мен­том, ре­гу­ли­ру­ю­щим ОМС, яв­ляет­ся Фе­де­раль­ный за­кон Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 29 но­я­бря 2010 го­да № 326-ФЗ «Об обя­за­тель­ном ме­ди­цинском стра­хо­ва­нии в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Цель это­го за­ко­но­да­тель­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния - рав­ные пра­ва на до­ступ к ме­ди­цинской по­мо­щи для всех гра­ждан. Дру­ги­ми сло­ва­ми, не­за­ви­си­мо от ве­личи­ны вкла­да в фи­нан­си­ро­ва­ние си­сте­мы (или его от­сут­ствия в слу­чае де­тей и без­ра­бот­ных), гра­жда­не РФ долж­ны по­лу­чать услу­ги в оди­на­ко­вом объеме и на од­них и тех же усло­ви­ях. Объ­ем предо­став­ляе­мой в рам­ках ОМС ме­ди­цинской по­мо­щи опре­де­ля­ет­ся про­грам­мой го­су­дар­ствен­ных га­ран­тий ока­за­ния гра­жда­нам РФ бес­плат­ной ме­ди­цинской по­мо­щи. В этой про­грам­ме пере­чис­ле­ны все услу­ги, ко­то­рые долж­ны быть ока­за­ны гра­жда­нам бес­плат­но (не толь­ко за счет ОМС, но и за счет бюд­жет­ных средств) при тех или иных за­бо­ле­ва­ни­ях, сро­ки ожи­да­ния по­мо­щи и т.д. Так­же су­ще­ству­ют тер­ри­то­ри­аль­ные про­грам­мы ОМС, в ко­то­рых мо­гут быть про­пи­са­ны до­пол­ни­тель­ные ме­ди­цинские услу­ги.

Систе­ма ОМС в Рос­сии ра­бо­та­ет сле­ду­ю­щим об­разом: со­вер­шен­но­лет­ние гра­жда­не (в том чис­ле дей­ству­ю­щие как ро­ди­те­ли или за­кон­ные пред­ста­ви­те­ли не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей) по­да­ют заяв­ку в од­ну из стра­хо­вых ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций (СМО), пере­чень ко­то­рых мож­но найти на сайте тер­ри­то­ри­аль­но­го об­разо­ва­ния ОМС. По­лис вы­да­ет­ся бес­плат­но. Воз­мо­жен пере­ход из од­ной СМО в дру­гую - не ча­ще од­но­го ра­за в год. Имея на ру­ках по­лис, застра­хо­ван­ный при­креп­ля­ет­ся к по­ли­кли­ни­ке. По­ли­кли­ни­ку так­же мож­но вы­би­рать само­сто­я­тель­но, а не толь­ко по про­писке, как это бы­ло рань­ше. При­кре­пить­ся мож­но и к го­су­дар­ствен­ной, и к част­ной по­ли­кли­ни­ке, если она есть в списке СМО. Огра­ни­че­ний по пере­хо­ду из од­ной по­ли­кли­ни­ки в дру­гую нет - это мож­но де­лать при сме­не ме­ста жи­тель­ства, ме­ста ра­бо­ты или по ка­ким-ли­бо дру­гим при­чи­нам, ко­то­рые па­ци­ент не обя­зан объ­яс­нять со­труд­ни­кам по­ли­кли­ни­ки. Од­на­ко если пере­ход не свя­зан со сме­ной ме­ста жи­тель­ства, то осу­ще­ствлять его мож­но не ча­ще од­но­го ра­за в год (Фе­де­раль­ный за­кон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об осно­вах охра­ны здо­ро­вья гра­ждан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», ста­тья 21 «Вы­бор вра­ча и ме­ди­цинской ор­га­ни­за­ции»).

Все по­лу­чен­ные в по­ли­кли­ни­ке или дру­гом ме­ди­цинском учре­жде­нии услу­ги в рам­ках ОМС фик­си­ру­ют­ся, и ме­ди­цинские ор­га­ни­за­ции каж­дый ме­сяц вы­став­ляют сче­та в мест­ные фи­ли­а­лы СМО. Пре­жде чем опла­тить сче­та, СМО ор­га­ни­зу­ют их про­верку: вхо­дит ли предо­став­лен­ная услу­га в пере­чень ОМС, от­но­сит­ся ли застра­хо­ван­ный к дан­ной СМО и т.д. СМО по­лу­ча­ют сред­ства от тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов ОМС, ко­то­рые рас­пре­де­ля­ют их сре­ди СМО в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства застра­хо­ван­ных и не­ко­то­рых дру­гих по­ка­за­телей. Тер­ри­то­ри­аль­ные фон­ды ОМС, в свою оче­редь, по­лу­ча­ют день­ги от Фе­де­раль­но­го фон­да обя­за­тель­но­го ме­ди­цинско­го стра­хо­ва­ния, ко­то­рый ак­ку­му­ли­ру­ет сред­ства, по­сту­пив­шие в ре­зульта­те от­чис­ле­ний в фон­ды ОМС. Об­щий та­риф для от­чис­ле­ний в фон­ды ОМС со­став­ляет 5,1 % за­ра­бот­ной пла­ты. На­при­мер, если опла­та тру­да со­став­ляет 50 000 ру­блей в ме­сяц, то от­чис­ле­ния в фон­ды ОМС бу­дут рав­ны 2550 ру­блей, или 30 600 ру­блей в год.

Кро­ме бес­плат­ной ме­ди­цинской по­мо­щи, до­ступ­ной че­рез си­сте­му ОМС, в Рос­сии есть си­сте­ма плат­ной ме­ди­ци­ны, ко­то­рая мо­жет опла­чи­вать­ся так­же че­рез стра­хо­вые компа­нии.


Снос­ки
  1. Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич Се­маш­ко - врач, со­вет­ский пар­тий­ный и го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, один из ор­га­ни­за­то­ров си­сте­мы здра­во­охра­не­ния в СС­СР, ака­де­мик АМН СС­СР и АПН РС­ФСР.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}