Зачем был повышен пенсионный возраст?

Этот вопрос вызвал массу дискуссий в период принятия соответствующих поправок к Закону «О страховых пенсиях». Основные доводы сторонников повышения пенсионного возраста:

  • бюджет Пенсионного фонда РФ сводится с дефицитом. В 2019 году доходы Фонда составят 8,612 трлн рублей, расходы - 8,635 трлн рублей. Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 23 млрд рублей, в 2020 году - 21,9 млрд рублей, а в 2021 году - 33,8 млрд рублей. Выпадающие доходы бюджета ПФР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов;

  • действующая в стране распределительная пенсионная система чувствительна к демографическим факторам. Снижение рождаемости в России в 1990-е годы при снижении смертности усугубило ситуацию с соотношением работающих граждан, за которых делаются отчисления в Пенсионный фонд и пенсионеров, которым необходимо выплачивать оттуда пенсии. Дефицит средств Фонда увеличивается. Эту проблему можно решать разными путями, например, сокращать пенсии (но они и так невелики) или увеличивать отчисления в Пенсионный фонд (но это может стимулировать работодателей уходить «в тень», выплачивать заработную плату в конвертах) или повысить пенсионный возраст;

  • в России даже после повышения возраста выхода на пенсию, он останется одним из самых низких в мире.

Противники повышения пенсионного возраста также приводят аргументированные доводы:

  • деньги Пенсионного фонда и федерального бюджета расходуются неэффективно. Можно провести улучшения, позволяющие сократить или компенсировать дефицит бюджета Пенсионного фонда без ущемления прав пенсионеров;

  • постоянные изменения “правил игры” подрывают доверие к пенсионной системе государства;

  • в России низкая ожидаемая продолжительность жизни. По данным Федеральной службы государственной статистики, у мужчин, родившихся в 2000 году ожидаемая продолжительность жизни составит 59,3 года, у женщин – 72,26 года. Хотя если смотреть на показатель остаточной продолжительности жизни, то для мужчин 65 лет он равен 13,4 года, а для женщин 63 лет - 19,2 года.

  • государство платит пенсии не только по старости, но и по инвалидности. Качество жизни, экология, уровень медицины в России таковы, что люди, которые раньше выходили на пенсию по старости, в дальнейшем тоже будут становиться пенсионерами в том же возрасте или раньше, но по инвалидности;

  • более поздний выход на пенсию повысит уровень безработицы как среди пожилого населения, так и среди молодежи. Помимо простого увеличения трудоспособного населения, следует учитывать, что развитие технологий сокращает потребность многих работодателей в рабочей силе. Пожилое население в результате было защищено: работодателям, необоснованно отказывающим людям предпенсионного возраста (5 лет до пенсии) в приеме на работу или необоснованно увольняющим таких людей, грозит административная или уголовная ответственность1. Также создаются программы переподготовки предпенсионеров. Но это означает, что освобождение рабочих мест для нового поколения будет отложено.


Сноски
  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 03 октября 2018 года N 352-ФЗ  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}