4.3.1. Как начать вести бюджет?4.3.3. Принцип «Поставь перед собой Большую Цель» 



4.3.2. Принцип «Начни с малого»

При этом подходе самый первый шаг - начать просто записывать доходы и расходы. На первом этапе можно даже обойтись без их классификации, без анализа и уж тем более без планирования, - важнее всего начать и не бросить. Потом начнете классифицировать, на следующем этапе - анализировать, и уж потом высший пилотаж - планирование.

Где и как вести эти записи? Для старшего поколения вполне приемлемым вариантом казались обычные тетрадки в клеточку: на одной страничке - расходы (что куплено и на какую сумму), на другой - доходы (источник и сумма). В конце месяца вручную сложили все суммы и получили итог. Плюс неплохо бы для контроля фиксировать количество денег (наличных и безналичных) на начало и конец месяца. Пожалуй, сегодняшнего студента такой механизм скорее рассмешит, чем заставит что-то делать.

Бюджет
Бюджет

Альтернатива тетрадке - электронная таблица типа всем известного Ex­cel. Даже при минимальных познаниях в этой программе вы легко подсчитаете все суммы автоматически, увидите дефицит или профицит бюджета, сравните между собой результаты разных месяцев и соберете итоги за год, а при разделении доходов и расходов на группы сможете подсчитать их доли в процентах от общего итога и даже построить красивые графики. Для выстраивания более сложных конструкций, например отдельного учета заимствований, вам может захотеться самостоятельно конструировать учетные формы - Ex­cel дает для этого широкие возможности; но одним это будет интересно, а у других вызовет лень и апатию.

Более того, в стандартном пакете Ex­cel уже есть целый ряд готовых шаблонов для ведения бюджета («Файл» - «Создать» - «Бюджеты» - далее несколько шаблонов на выбор), с которыми вы можете далее работать. Вот как выглядит, например, начало шаблона «Личный бюджет1» в стандартном пакете Ex­cel (причем здесь отражены не все строки):

Бюджет в Excel 1
Бюджет в Ex­cel 1
Бюджет в Excel 2
Бюджет в Ex­cel 2

Кто-то будет готов работать с данным шаблоном сразу, кто-то решит, что он избыточно подробен, и будет его редактировать, кто-то поищет шаблон попроще. А можно и самому сконструировать табличку нужной вам подробности и размера.

Вот, например, простейшая самодельная бюджетная таблица в Ex­cel:

Бюджет в Excel 3
Бюджет в Ex­cel 3

Сразу можно сказать, что такая таблица малоинформативна с точки зрения детализации: нужно либо разворачивать более подробную классификацию расходов, либо писать примечания к отдельным ячейкам, по крайней мере с относительно крупными расходами. Напрашиваются примечания о том, что представляли собой расходы на «Здоровье» - расходы на медицину или спорт, что представляли расходы на «Отдых и развлечения» - рестораны или экскурсионные поездки и т.д. Но есть у этой таблицы и очевидное преимущество - наглядность: все траты и доходы за месяц умещаются на одной страничке экрана и окидываются одним взглядом. Несложно также сделать элементарное представление отдельных категорий расходов в процентах, чтобы удобнее было сопоставлять их между собой. Данные за другие месяцы располагаются на соседних вкладках, сделанных по тому же шаблону.

В то же время в интернете можно найти множество различных программных продуктов для самостоятельного ведения личного бюджета как на стационарном компьютере, так и на мобильных устройствах. Приведем только несколько названий: Coin­keeper, Money Man­ager, CashFly, MoneyTracker, Fam­ily, Money Lover, Per­sonal Fin­ances, Money Wal­let… Некоторые из них бесплатны, другие стоят небольшую сумму, поскольку их авторы, видимо, резонно полагают, что человек, экономящий при помощи этих продуктов свои деньги, должен частично поделиться ими с разработчиками.

Как правило, эти программы сразу задают своему пользователю несколько более высокий уровень сложности, чем простая запись доходов и расходов: они связывают между собой доходы, расходы и счета, предлагают большое количество различных других окон и вкладок, соотношение между которыми не всегда очевидно, дают различные дополнительные опции при введении информации. Более того, многие из них дают возможность синхронизации с вашей банковской картой, чтобы ваши расходы автоматически импортировались в соответствующие ячейки таблицы и вы были избавлены от ввода данных вручную.

Если вас не смущает необходимость сразу разбираться в такой программе, попробуйте несколько вариантов и выберите наиболее подходящий для себя.

Вот, например, скриншоты тестовой версии программы MoneyTracker:

Бюджет в Money Tracker, рис.1
Бюджет в Money Tracker, рис.1
Бюджет в Money Tracker, рис.2
Бюджет в Money Tracker, рис.2

Если же вы хотите на первом этапе ведения бюджета не слишком себя перегружать, то ваш выбор - Ex­cel или другая простая электронная таблица. В течение нескольких месяцев (хотя бы трех-четырех) постарайтесь просто записывать доходы и расходы. Накопив некоторый объем статистики, можете сделать следующий шаг - начать ее анализировать (см. раздел 4.3.4. «Анализ данных личного бюджета»).

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 4.3.1. Как начать вести бюджет?4.3.3. Принцип «Поставь перед собой Большую Цель»