4.3.1. Как начать вести бюджет?4.3.3. Принцип «Поставь перед собой Большую Цель» 



4.3.2. Принцип «Начни с малого»

При этом под­хо­де са­мый пер­вый шаг - на­чать про­сто за­пи­сы­вать до­хо­ды и рас­хо­ды. На пер­вом эта­пе мож­но да­же обой­тись без их клас­си­фи­ка­ции, без ана­ли­за и уж тем бо­лее без пла­ни­ро­ва­ния, - важ­нее всего на­чать и не бро­сить. По­том на­чне­те клас­си­фи­ци­ро­вать, на сле­ду­ю­щем эта­пе - ана­ли­зи­ро­вать, и уж по­том выс­ший пи­ло­таж - пла­ни­ро­ва­ние.

Где и как ве­сти эти за­пи­си? Для стар­ше­го по­ко­ле­ния впол­не при­ем­ле­мым ва­ри­ан­том ка­за­лись обыч­ные тет­рад­ки в кле­точ­ку: на од­ной стра­нич­ке - рас­хо­ды (что куп­ле­но и на ка­кую сум­му), на дру­гой - до­хо­ды (ис­точ­ник и сум­ма). В кон­це ме­ся­ца вруч­ную сло­жи­ли все сум­мы и по­лу­чи­ли итог. Плюс не­пло­хо бы для контро­ля фик­си­ро­вать ко­ли­че­ство де­нег (на­лич­ных и без­на­лич­ных) на на­ча­ло и ко­нец ме­ся­ца. По­жа­луй, сего­дняш­не­го сту­ден­та та­кой ме­ха­низм ско­рее рассме­шит, чем за­ста­вит что-то де­лать.

Бюджет
Бюд­жет

Альтер­на­ти­ва тет­рад­ке - элек­трон­ная та­бли­ца ти­па всем из­вестно­го Ex­cel. Да­же при ми­ни­маль­ных по­зна­ни­ях в этой про­грам­ме вы лег­ко под­счи­та­е­те все сум­мы ав­то­ма­ти­че­ски, уви­ди­те де­фи­цит или про­фи­цит бюд­же­та, срав­ни­те меж­ду со­бой ре­зульта­ты разных ме­ся­цев и со­бе­ре­те ито­ги за год, а при раз­де­ле­нии до­хо­дов и рас­хо­дов на груп­пы смо­же­те под­счи­тать их до­ли в про­цен­тах от об­ще­го ито­га и да­же по­строить кра­си­вые гра­фи­ки. Для вы­стра­и­ва­ния бо­лее слож­ных конструк­ций, напри­мер отдель­но­го уче­та за­им­ство­ва­ний, вам мо­жет за­хо­теть­ся само­сто­я­тель­но констру­и­ро­вать учет­ные фор­мы - Ex­cel да­ет для это­го ши­ро­кие воз­мож­но­сти; но од­ним это бу­дет ин­терес­но, а у дру­гих вы­зо­вет лень и апа­тию.

Бо­лее то­го, в стан­дарт­ном па­ке­те Ex­cel уже есть це­лый ряд го­то­вых ша­бло­нов для ве­де­ния бюд­же­та («Файл» - «Соз­дать» - «Бюд­же­ты» - да­лее несколь­ко ша­бло­нов на вы­бор), с ко­то­ры­ми вы мо­же­те да­лее ра­бо­тать. Вот как вы­гля­дит, напри­мер, на­ча­ло ша­бло­на «Лич­ный бюд­жет1» в стан­дарт­ном па­ке­те Ex­cel (причем здесь от­ра­же­ны не все стро­ки):

Бюджет в Excel 1
Бюд­жет в Ex­cel 1
Бюджет в Excel 2
Бюд­жет в Ex­cel 2

Кто-то бу­дет го­тов ра­бо­тать с дан­ным ша­бло­ном сра­зу, кто-то ре­шит, что он из­бы­точ­но по­дро­бен, и бу­дет его ре­дак­ти­ро­вать, кто-то по­и­щет ша­блон по­про­ще. А мож­но и само­му сконстру­и­ро­вать та­блич­ку нуж­ной вам по­дроб­но­сти и раз­ме­ра.

Вот, напри­мер, про­стей­шая само­дель­ная бюд­жет­ная та­бли­ца в Ex­cel:

Бюджет в Excel 3
Бюд­жет в Ex­cel 3

Сра­зу мож­но ска­зать, что та­кая та­бли­ца ма­ло­ин­фор­ма­тив­на с точ­ки зре­ния де­та­ли­за­ции: нуж­но ли­бо раз­во­ра­чи­вать бо­лее по­дроб­ную клас­си­фи­ка­цию рас­хо­дов, ли­бо пи­сать при­ме­ча­ния к отдель­ным ячей­кам, по крайней ме­ре с от­но­си­тель­но круп­ны­ми рас­хо­да­ми. На­пра­ши­ва­ют­ся при­ме­ча­ния о том, что пред­став­ля­ли со­бой рас­хо­ды на «Здо­ро­вье» - рас­хо­ды на ме­ди­ци­ну или спорт, что пред­став­ля­ли рас­хо­ды на «От­дых и раз­вле­че­ния» - ре­сто­ра­ны или экс­кур­сион­ные поезд­ки и т.д. Но есть у этой та­бли­цы и оче­вид­ное пре­иму­ще­ство - на­гляд­ность: все тра­ты и до­хо­ды за ме­сяц уме­ща­ют­ся на од­ной стра­нич­ке экра­на и оки­ды­ва­ют­ся од­ним вз­гля­дом. Не­слож­но так­же сде­лать эле­мен­тар­ное пред­став­ле­ние отдель­ных ка­те­го­рий рас­хо­дов в про­цен­тах, что­бы удоб­нее бы­ло со­по­став­лять их меж­ду со­бой. Дан­ные за дру­гие ме­ся­цы рас­по­ла­га­ют­ся на со­сед­них вклад­ках, сде­лан­ных по то­му же ша­бло­ну.

В то же вре­мя в ин­тер­не­те мож­но найти мно­же­ство раз­лич­ных про­грамм­ных про­дук­тов для само­сто­я­тель­но­го ве­де­ния лич­но­го бюд­же­та как на ста­ци­о­нар­ном компью­тере, так и на мо­биль­ных устрой­ствах. При­ве­дем толь­ко несколь­ко на­зва­ний: Coin­keeper, Money Man­ager, CashFly, MoneyTracker, Fam­ily, Money Lover, Per­sonal Fin­ances, Money Wal­let… Не­ко­то­рые из них бес­плат­ны, дру­гие сто­ят не­большую сум­му, по­сколь­ку их ав­то­ры, ви­ди­мо, ре­зон­но по­ла­га­ют, что че­ло­век, эко­но­мя­щий при по­мо­щи этих про­дук­тов свои день­ги, дол­жен ча­стич­но по­де­лить­ся ими с раз­ра­бот­чи­ка­ми.

Как пра­ви­ло, эти про­грам­мы сра­зу за­да­ют сво­е­му поль­зо­ва­те­лю несколь­ко бо­лее вы­со­кий уро­вень слож­но­сти, чем про­стая за­пись до­хо­дов и рас­хо­дов: они свя­зы­ва­ют меж­ду со­бой до­хо­ды, рас­хо­ды и сче­та, предла­га­ют большое ко­ли­че­ство раз­лич­ных дру­гих окон и вкла­док, со­от­но­ше­ние меж­ду ко­то­ры­ми не все­гда оче­вид­но, да­ют раз­лич­ные до­пол­ни­тель­ные оп­ции при вве­де­нии ин­фор­ма­ции. Бо­лее то­го, мно­гие из них да­ют воз­мож­ность син­хро­ни­за­ции с ва­шей банковской картой, что­бы ва­ши рас­хо­ды ав­то­ма­ти­че­ски им­пор­ти­ро­ва­лись в со­от­вет­ству­ю­щие ячей­ки та­бли­цы и вы бы­ли из­бав­ле­ны от вво­да дан­ных вруч­ную.

Если вас не сму­ща­ет необ­хо­ди­мость сра­зу раз­би­рать­ся в та­кой про­грам­ме, по­про­буй­те несколь­ко ва­ри­ан­тов и вы­бе­ри­те наи­бо­лее под­хо­дя­щий для се­бя.

Вот, напри­мер, скрин­шо­ты те­сто­вой вер­сии про­грам­мы MoneyTracker:

Бюджет в Money Tracker, рис.1
Бюд­жет в Money Tracker, рис.1
Бюджет в Money Tracker, рис.2
Бюд­жет в Money Tracker, рис.2

Если же вы хо­ти­те на пер­вом эта­пе ве­де­ния бюд­же­та не слиш­ком се­бя пере­гру­жать, то ваш вы­бор - Ex­cel или дру­гая про­стая элек­трон­ная та­бли­ца. В тече­ние несколь­ких ме­ся­цев (хо­тя бы трех-четырех) по­ста­райтесь про­сто за­пи­сы­вать до­хо­ды и рас­хо­ды. На­ко­пив не­ко­то­рый объем ста­ти­сти­ки, мо­же­те сде­лать сле­ду­ю­щий шаг - на­чать ее ана­ли­зи­ро­вать (см. раз­дел 4.3.4. «Ана­лиз дан­ных лич­но­го бюд­же­та»).

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 4.3.1. Как начать вести бюджет?4.3.3. Принцип «Поставь перед собой Большую Цель»