4.3.2. Принцип «Начни с малого»
С чего начать, если вы раньше никогда не вели личный бюджет? Шаг первый: просто начните фиксировать доходы и расходы, пусть даже без классификаций. На данном этапе главное – не бросать. Когда это войдет в привычку, вы сможете сделать следующий шаг – классифицировать доходы и расходы, потом заняться их анализом. А дальше – высший пилотаж: составление бюджета на будущее, то есть финансовое планирование.
Самый простой вариант: обычная тетрадка в клетку. На одной странице - доходы (источник и сумма), на другой - расходы (что куплено и на какую сумму), и в конце месяца подвести итоги. Также будет полезно для контроля фиксировать количество денег (наличных и безналичных) на начало и конец месяца. Такой способ ведения записей, возможно, понравится некоторым творческим натурам, которые не очень дружат с современной техникой, но у большинства студентов это скорее вызовет усмешку, - мол, позавчерашняя технология.
Альтернатива тетрадке - электронная таблица типа всем известного Excel. Даже при минимальных познаниях в этой программе вы легко подсчитаете все суммы автоматически, увидите дефицит или профицит бюджета, сравните между собой результаты разных месяцев и соберете итоги за год, а при разделении доходов и расходов на группы сможете подсчитать их доли в процентах от общего итога и даже построить красивые графики. Для выстраивания более сложных конструкций, например отдельного учета заимствований, вам может захотеться самостоятельно конструировать учетные формы - Excel дает для этого широкие возможности.
Более того, в стандартном пакете Excel уже есть целый ряд готовых шаблонов для ведения бюджета («Файл» - «Создать» - «Бюджеты» - далее несколько шаблонов на выбор), с которыми вы можете далее работать. Вот как выглядит, например, шаблон «Домашний бюджет на месяц», вкладка «Расходы за месяц» в стандартном пакете Excel:
А вот начало шаблона “Семейный бюджет” - здесь предусмотрены разные вкладки для движения денежных средств, доходов и расходов:
Конечно же, вовсе не обязательно пользоваться готовыми шаблонами, особенно на первых порах, пока многие из них кажутся избыточными. Можно самому сконструировать более простую и наглядную табличку.
Вот, например, простейшая самодельная бюджетная таблица в Excel:
Сразу стоит сказать, что на следующих этапах ведения бюджета такая таблица потребует более подробной классификации расходов. Например, имеет смысл уточнить, что представляли собой расходы на «Здоровье» - оплата медицинских услуг или покупка абонемента в спортзал; или расходы на «Отдых и развлечения» - поход в ресторан или поездка на море, и т.д. Но для начинающего главную свою функцию таблица выполняет - все доходы и расходы за месяц умещаются на одной страничке экрана.
Также рекомендуем сделать элементарное представление отдельных категорий расходов в процентах, чтобы удобнее было сопоставлять их между собой. Данные за другие месяцы располагаются на соседних вкладках, сделанных по тому же шаблону.
В то же время в интернете можно найти множество различных программных продуктов для самостоятельного ведения личного бюджета как на стационарном компьютере, так и на мобильных устройствах. Приведем только несколько названий: Coinkeeper, Money Manager, CashFly, MoneyTracker, Family, Money Lover, Personal Finances, Money Wallet… Некоторые из них бесплатны, другие стоят небольшую сумму, поскольку их авторы, видимо, резонно полагают, что человек, экономящий при помощи этих продуктов свои деньги, должен частично поделиться ими с разработчиками.
Как правило, эти программы сразу задают своему пользователю несколько более высокий уровень сложности, чем простая запись доходов и расходов: они связывают между собой доходы, расходы и счета, предлагают большое количество различных других окон и вкладок, соотношение между которыми не всегда очевидно, дают различные дополнительные опции при введении информации. Более того, многие из них дают возможность синхронизации с вашей банковской картой, чтобы ваши расходы автоматически импортировались в соответствующие ячейки таблицы и вы были избавлены от ввода данных вручную.
Если вас не смущает необходимость сразу разбираться в такой программе, попробуйте несколько вариантов и выберите наиболее подходящий для себя.
Вот, например, скриншоты тестовой версии программы MoneyTracker:
Если же вы хотите на первом этапе ведения бюджета не слишком себя перегружать, то ваш выбор - Excel или другая простая электронная таблица. В течение нескольких месяцев (хотя бы трех-четырех) постарайтесь просто записывать доходы и расходы. Накопив некоторый объем статистики, можете сделать следующий шаг - начать ее анализировать (см. раздел 4.3.4. «Анализ данных личного бюджета»).
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}