Как усталость и дефицит времени ухудшают финансовые решения
Американские ученые экспериментально проверили влияние усталости от принятия решений на качество принимаемых решений при выборе ипотечного кредита.
Исследование проводилось на выборке студентов американской бизнес-школы[1]. Усталость от принятия решений у части студентов вызывалась заданием 14 раз выбрать наилучший дом для покупки из нескольких вариантов. После этого студентов просили сделать выбор между пятью вариантами ипотечного кредита.
Варианты ипотечных кредитов были разработаны таким образом, чтобы более рискованные кредиты с плавающей процентной ставкой предлагались на первом этапе с более низкими ежемесячными платежами. Участники, уставшие от принятия решений, значительно чаще выбирали именно такие кредиты. А участники контрольной группы (они должны были только выполнить задание по выбору ипотеки) чаще выбирали кредиты с фиксированной процентной ставкой и тратили на размышление больше времени.
Крупномасштабное европейское исследование, проведенное в шести странах с участием 5 404 человек, показало снижение качества принимаемых решений в условиях нехватки времени[2].
Экспериментальное задание имитировало давление времени, которое испытывают потребители, покупающие кровать. Участникам показывали краткое описание кровати, а затем единственное предложение о страховании. У них был выбор: согласиться с условиями предложенной страховки, просмотреть альтернативные варианты или отказаться от страховки.
Участники из группы, испытывавшей нехватку времени, значительно чаще принимали первое предложение со страховкой. В группе, не испытывавшей дефицита времени, доля участников со средним и высоким уровнем образования, сделавших оптимальный выбор, была значительно выше, чем среди участников с низким уровнем образования. При этом не было зафиксировано никаких различий в качестве принимаемых решений между людьми с разным уровнем образования, когда все они принимали решение в условиях дефицита времени. Это говорит именно о блокировке «системы 2» в условиях дефицита времени, а не о различиях в способностях людей с разным образованием.
Интересно, что на этапе подтверждения своего выбора, где на участников не оказывалось давление времени, люди, согласившиеся на первую же страховку в условиях цейтнота, чаще меняли свое мнение и отказывались от нее. Это подтверждает полезность так называемого «периода охлаждения», в течение которого человек может отказаться от поспешно заключенного договора, действующего в России при получении кредита или займа или приобретении страхового продукта.
По материалам Lunn, P., McGowan, F. P., & Howard, N. (2018). Do some financial product features negatively affect consumer decisions? A review of evidence.
Список источников
-
Perry, V. G. & Lee, J. D. (2012). Shopping for a home vs. a loan: The role of cognitive resource depletion. International Journal of Consumer Studies, 36(5), 580–587 ↩
-
European Commission, Consumers, Health, Agriculture and Food Executive Agency, Dekeulenaer, F., Harms, A., Suter, J. et al., Study on consumers’ decision making in insurance services – A behavioural economics perspective – Final report, Publications Office, 2017, https://data.europa.eu/doi/10.2818/652499 ↩
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}