1.2.1. От ошибок мышления к эвристикам1.2.3. Эвристика репрезентативности 



1.2.2. Эвристика доступности

Используя эвристику доступности, мы заменяем сложную оценку того, насколько значимо «А», тем, насколько легко мы вспоминаем примеры «А».

Этот замечательный метод быстрого принятия решения часто используется нами при оценке:

  • величины определенной категории (например, количество людей, создавших успешный стартап);
  • вероятности какого-то события (например, пожар в доме);
  • важности какой-то проблемы (например, финансовая грамотность в России).

Если мы легко и быстро вспоминаем несколько имен молодых миллиардеров, мы уверены, что шансы добиться успеха со своим стартапом велики. Если среди наших знакомых никто не рассказывал про сгоревшую квартиру или дом, мы, скорее всего, не будем страховать свое жилье от пожара. А если мы что-то слышали о том, что в нашей стране финансовая грамотность невысока, мы признаем эту проблему социально значимой.

Почему эта эвристика может привести нас к ошибочным выводам?

Искажения, связанные с легкостью воспоминания

Амос Тверски и Даниэль Канеман, которые ввели в экономическую науку представление о когнитивных эвристиках, проводили множество экспериментов для выявления реальных искажений в суждениях людей. Один из их экспериментов был посвящен выяснению того, искажается ли наше представление о численности какой-то категории в зависимости от известности ее представителей. Участников эксперимента разделили случайным образом на две группы и зачитывали каждой группе список, состоящий из одинакового количества знаменитых мужчин и женщин. Однако одной группе читали список, где были несколько более известные женщины, а другой группе - список с чуть более известными мужчинами. В результате участники обеих групп считали, что категория более известных людей из их списка более многочисленна.

На нашу легкость воспоминания влияет не только относительная известность вспоминаемого, но и то, насколько давно произошло событие (более свежим событиям придается большее значение) и насколько сильные эмоции оно вызвало (впрочем, о влиянии эмоций мы поговорим позже).

Искажения, связанные с легкостью вообразимости

Иногда вместо того, чтобы извлекать примеры из памяти, мы конструируем их в своем воображении. Если мы можем легко и достоверно представить несколько способов, которыми могут украсть нашу машину, мы, скорее всего, приобретем на нее полис каско. Однако понятно, что наше богатое (или, наоборот, бедное) воображение не имеет никакого отношения к реальной вероятности угона машины.

В силу эвристики доступности эмоционально окрашенные новостные сообщения позволяют достаточно легко манипулировать общественным мнением. Показывая среди беженцев крупным планом симпатичных и несчастных детей, можно настроить общество позитивно к приему беженцев. Показывая местного ребенка, которого каким-то образом обидели «приезжие», можно развернуть общественное мнение на 180 градусов. Иногда возникает «каскад доступной информации» - самоподдерживающаяся цепочка новостных сообщений и событий, которая, начавшись со сравнительно малозначимой истории, может привести к широкому волнению в обществе и масштабным действиям правительства.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 1.2.1. От ошибок мышления к эвристикам1.2.3. Эвристика репрезентативности