На что обращать внимание при выборе НПФ

Год создания фонда. Если НПФ успешно пережил два финансовых кризиса – в 1998 и 2008 годах (то есть он не моложе 1998 года), то велика вероятность, что он будет устойчив к неблагоприятным экономическим условиям и в дальнейшем.

Учредители фонда. Наибольшего доверия заслуживают НПФ, созданные крупными промышленными предприятиями, реально работающими в теплоэнергетике, добывающей промышленности, транспорте, или крупным банком. Они более надежны, чем НПФ, учрежденные группой малоизвестных компаний или частным лицом. Необходимую информацию об учредителях НПФ можно получить в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), используя бесплатный сервис «Проверь себя и контрагента», размещенный на сайте ФНС России (www.na­log.ru).

Позиция в независимом рейтинге НПФ от авторитетного источника. Такие качественные рейтинги составляются на основе объективных показателей: доходности накоплений, занимаемой фондом доли на рынке и т.п., поэтому именно по рейтингу можно оценить степень надежности фонда. Обозначается надежность НПФ (аналогично банкам и даже странам), латинскими буквами, где литере А соответствует наибольшая степень надежности. Рейтинги формируются рейтинговыми агентствами – например, «RAEX» составляет ежегодные рейтинги НПФ с 2004 года. Методика составления согласована агентством с профессиональным сообществом (НП НАПФ). Например, по классификации RAEX – от А до А++. НПФ, которые не получают высокий рейтинг надежности А, в рейтинг не попадают,.

Открытость фонда. Есть обязательные требования законодательства (ст. 35.1 Федерального Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»), к информации, которая располагается на официальном сайте НПФ:

  • наименование и номер лицензии фонда, фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий;
  • место нахождения фонда и его подразделений;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность фонда, аудиторское заключение;
  • результаты инвестирования пенсионных резервов;
  • результаты инвестирования пенсионных накоплений;
  • количество вкладчиков и участников фонда, а также участников фонда, получающих из фонда негосударственную пенсию;
  • количество застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений в фонде.

Кроме этих обязательных сведений на сайте может размещаться иная полезная для потребителей информация. Например, на сайте может работать форум или размещаться история создания НПФ. 

Репутация фонда. При выборе НПФ необходимо обращать внимание на отзывы его клиентов, но не на сайте самого фонда (в их достоверности можно усомниться). Существует достаточно сайтов, специализирующихся на размещении объективных отзывов пользователей. Если о фонде вообще нет отзывов, значит, на рынке НПФ – новичок.

Доходность управления накоплениями сама по себе не является критерием – важно сравнивать фонды между собой и на относительно больших отрезках времени, от 5 лет.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}