12.2.1. Какие права нужно защищать?

Прежде чем перечислять основные права, прописанные в российском Законе о ЗПП, давайте разберемся, какие в принципе права потребителя принято защищать.

15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителей - именно в этот день, 15 марта 1962 года, президент США Джон Кеннеди произнес пламенную речь по поводу подписанного им «Билля о правах потребителя» и сформулировал четыре основных принципа защиты прав потребителей:

  • право на информацию;
  • право на безопасность;
  • право на выбор;
  • право быть услышанным.

Впоследствии Всемирная организация потребителей (Consumers International), которая была создана в 1960 году и на сегодняшний день объединяет более 250 организаций из более чем 100 стран мира, при поддержке ООН дополнила этот список еще четырьмя принципами:

  • правом на возмещение ущерба;
  • правом на потребительское образование;
  • правом на удовлетворение базовых потребностей;
  • правом на здоровую окружающую среду.

В 2015 году ООН обратила свое внимание на следующие потребности потребителя, которые нуждаются в защите в современном мире:

  • защита потребителей, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении;
  • содействие формированию рациональных моделей потребления, а также просвещение потребителей, в том числе по вопросам экологических и социально-экономических последствий их потребительских предпочтений;
  • обеспечение защиты потребителей в сфере электронной торговли на уровне не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли;
  • защита личной информации потребителей и свобода глобального обмена информацией.

Эти права являются основой для законотворчества разных государств в области защиты прав потребителей. Хотя, конечно, в разных странах и в разные исторические эпохи это делалось и делается по-разному. Давайте разберемся, о чем именно говорится в правах. Рассмотрим основные из них, которые были в той или иной форме воплощены в российском Законе о ЗПП.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}