6. Проблемы поведения

Разрыв между намерениями и действиями

«Хотели как лучше, получилось как всегда» - это фраза, очень точно характеризующая ситуацию невыполнения принятых решений.

Иллюстрация 1
Иллюстрация 1

Одна из причин такого поведения заключается в том, что наша сила воли и самоконтроль ограниченны. И то и другое «осуществляется» с помощью контролируемой мозговой деятельности. И то и другое утомляет наш мозг, если он не развит соответствующими тренировками. Поэтому мы, как правило, склонны избегать данных усилий.

Ошибки поведения

Ошибки поведения, или поведенческие эффекты, - это устойчивые отклонения от рационального поведения, обнаруживаемые в ходе изучения проводимых реформ или научных экспериментов. Они проявляются определенным образом в определенных контекстах и носят социальный, а не универсальный характер. То есть мы склонны совершать те же поведенческие ошибки, как и люди со схожими социальными и демографическими характеристиками.

В одном из экспериментов Канемана и Тверски[1], посвященном анализу ментального учета денег, участвующих студентов спрашивали, готовы ли они потратить 20 минут и добраться до другого магазина, чтобы сэкономить 5 долларов (продаваемые товары в двух магазинах одинаковые). Студенты готовы были ехать за лучшей ценой, если цена покупки в первом магазине составляла 15 долларов (выгода 33 %), и не готовы, если цена покупки в первом магазине была 125 долларов (выгода 4 %). В 2008 году был проведен похожий эксперимент, в котором участвовали бедные и финансово состоятельные жители Нью-Джерси[2]. В 2015 году сотрудники Всемирного банка провели аналогичный эксперимент среди своих сотрудников и жителей трех развивающихся стран. Выяснилось, что сотрудники Всемирного банка (вполне финансово благополучные) ведут себя так же (учитывают одни и те же денежные суммы по-разному), как и состоятельные жители Нью-Джерси, а также студенты одного из лучших университетов США.

Рисунок. Насколько бедные и богатые жители Нью-Джерси готовы тратить время для экономии денег
Рисунок. Насколько бедные и богатые жители Нью-Джерси готовы тратить время для экономии денег

Источник: World Development Report 2015 «Mind, Society and Behavior»

Однако бедные жители Нью-Джерси, а также большинство опрошенных жителей Джакарты (Индонезия), Найроби (Кения) и Лимы (Перу), независимо от размера своего дохода, готовы тратить свое время в погоне за лучшей ценой, независимо от получающегося размера скидки (то есть в данном случае они не подвержены искажению ментального учета денег).

Рисунок. Насколько жители Джакарты (Индонезия) готовы тратить время для экономии денег
Рисунок. Насколько жители Джакарты (Индонезия) готовы тратить время для экономии денег

Источник: World Development Report 2015 «Mind, Society and Behavior»


Список источников
  1. Kahneman, Daniel, Amos Tversky. Choices, Values, and Frames // American Psychologist. 1984. № 39 (4). P. 341–350.  ↩

  2. Hall, Christel. Decisions under Poverty: A Behavioral Perspective on the Decision Making of the Poor: PhD diss. Princeton University, 2008.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}